Город Каменка (бывшее село Дмитриевское, Дмитриевка, Воейково) ведет свою историю от первого поселения на реке Атмис (приток Мокши) на рубеже XVII–XVIII веков. Статус города получил в 1951 году. С 1975 года является городом областного подчинения. Современное название связано с положением на каменистой почве.
Каменка расположена в 70 км к западу от Пензы на железнодорожной магистрали Пенза – Москва. Южнее города проходит автомагистраль Пенза – Тамбов.
До постройки Ряжско-Сызранской железной дороги (1874 г.) село Каменка не играло заметной роли в хозяйственной жизни региона. Преобладали ремесленно-кустарные производства (мельничный, бондарный и другие промыслы). Прокладка железной дороги резко изменила его экономико-географическое положение, способствовала развитию торговли, промышленности по переработке сельскохозяйственного (мукомольно-крупяной, хлебопекарной), строительного (производство кирпича) сырья. Началось использование минеральных водных источников села Кувака. Во второй половине XIX века село Каменка становится волостным центром Нижнеломовского уезда. С 1928 года – районный центр.
До Великой Отечественной войны Каменка оставалась центром сельскохозяйственного производства, пищевой и строительной промышленности. Большие качественные изменения в экономической жизни села произошли в военные годы. На базе эвакуированного из Запорожья и Кировограда оборудования возник завод сельскохозяйственного машиностроения, который в годы войны имел оборонное значение.
Послевоенный период – время динамичного роста промышленности и, в частности, машиностроения. Завод «Белинсксельмаш» перепрофилировался на производство сеялок, а в 50-х годах впервые в стране начал производство картофелесажалок. Его продукция приобретала союзное и экспортное значение. Каменка производила 57% картофелесажалок СССР. Наряду с реконструкцией и расширением старых предприятий (мукомольно-крупяных, углекислотного завода) построен ряд новых промышленных объектов, в основном, пищевой промышленности и строительных материалов (завод «Стройдеталь»; мясокомбинат – один из крупнейших в области; сахарный завод, включающий цех по переработке тростникового сахара; семенной, комбикормовый, маслодельный, пивоваренный заводы).
С развитием промышленности усиливаются культурные функции города. С целью подготовки квалифицированных кадров в области машиностроения на базе завода «Белинсксельмаш» было открыто первое специальное учебное заведение – вечерний машиностроительный техникум. Создавались детская музыкальная школа, Дом культуры, библиотека. Расширилась сеть общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.
В настоящее время в Каменке свыше десяти промышленных объектов. В структуре промышленности (по числу занятых работников) выделяются две отрасли – машиностроение (46,9%) и пищевая индустрия (31,2%). В структуре промышленности по стоимости продукции (в действующих оптовых ценах) первенствует пищевая индустрия (73%) за счет сахарной (68,5%), мясной 14,8%), маслосыродельной и молочной (10,9 /о) отраслей.
После пищевой индустрии идут комбикормовая отрасль (11,6%) и сельскохозяйственное машиностроение (8%), где спад производства за последние годы был наиболее существенным. Развита также промышленность стройматериалов.
По переписи 1926 года в Каменке проживало 5,2 тыс. человек; в 1959 году – 25,2 тыс.; в 1989 – 40,1 тыс.; в 1991 – 42,3 тыс. и в 1996 года – 46,2 тыс. жителей. Наибольший прирост численности населения характерен для послевоенного периода. В соответствии с классификацией городов по людности Каменка относится к категории средних городов.
Текст статьи принадлежит: И.И. Курицын Население и хозяйство Пензенской области. Пенза. Издательство ИПК и ПРО. 1998